Каббала-Христианство

Главная| Мой профиль| Выход| RSS| Вы вошли как Гость| Группа "Гости"



ХРИСТИАНСТВО

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 133

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Сайт Лотоса - Сайт Лотоса



Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter

Каталог сайтов Всего.RU Компас Абитуриента
Goon
каталог

Оптиме - авто транспортные компании, переезды, торговое оборудование, погрузчик Bilo, магазин квартир, аренда офиса

CATALOG.METKA.RU

Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости


МОМЕНТАЛЬНАЯ ОПЛАТА
за WebMoney, RBK Money,
MoneyMail, WebCreds,
Яндекс.Деньги, терминалы


Проверить

Знахарь - сайт для тех, кого интересует самопознание, духовное развитие, а также различные эзотерические практики

Свобода воли (каббала)

Беседа ученого-каббалиста М. Лайтмана с преподавателями Академии каббалы М. Санилевичем и Е. Литварем и психологом О. Яаломом

 

М. Санилевич: Что такое свобода – ощущение или возможность действовать согласно собственному плану?  

 

М. Лайтман: Большую часть своей жизни человек находится в состоянии: «Я действую не потому, что меня кто-то к этому принуждает, а потому, что чувствую в этом потребность». Однако если мы начнем исследовать его свободу, то увидим, что все действия человека являются вынужденными: ему надо или удовлетворить всевозможные желания и инстинкты, которые продиктованы потребностями тела - пища, секс, семья, или выполнить требуемую работу, и так далее. Где же, спрашивается, он свободен?

 

Человек не свободен. Затем, примем во внимание его привычки, всевозможные увлечения. Откуда они возникли? Они продиктованы его воспитанием, обществом, в котором он находится. Смотрите, как все бывают поголовно увлечены спортом, или новой модой. Люди напоминают косяк рыб, который двигается то в одну, то в другую сторону, или перелетных птиц: кто-то полетел первым, а за ним подстраиваются все остальные.

 

 Если мы обратимся к исследованиям ученых (особенно за последнее время) – психологов, социологов, – то они скажут, что человеком можно легко манипулировать. А генетики могут с уверенностью заявить, что все записано в генах. То есть, в человеке заранее заложена некая суть, которую необходимо реализовать, что он и делает, в соответствии со своими потребностями.

 

Если мы обратимся к каббале, то эта наука говорит по данному поводу очень просто: человек – есть желание насладиться, как и вся природа. Только человек в своем желании насладиться – самый сложно организованный ее элемент. В нем задано очень много всевозможных параметров, и поэтому его желание насладиться реализуется по сложной схеме. Общая схема такова: неживая, растительная и животная составляющие природы запускаются ей самой, и здесь вообще нет никакой свободы воли. Все действия тут являются инстинктивными: определенный период размножения и существования. Присутствует, конечно, внутривидовая разница в характерах, но у каждого вида растений свое, строго определенное время цветения, созревания и увядания. То есть мы везде видим строгое соответствие законам природы.

 

Так что, с точки зрения каббалы, у человека, живущего в нашем мире, нет абсолютно никакой свободы воли. Какая же может быть свобода воли у людей, которые так верят в предсказание будущего, в гадания по звездам, во всякие заговоры? Мы знаем несколько очень интересных исторических примеров, когда, допустим, Вольф Мессинг или кто-то еще, предсказывали все, что произойдет с отдельными людьми, с нациями, со всем миром, и не ошибались ни на час. Как же это возможно?

 

Если мы не ощущаем ось времени, то не надо говорить, что ее нет. Она существует, заранее запрограммированная, независимо от нашего осознания, просто мы ее не воспринимаем, а есть люди, которые умеют это делать, хотя и в ограниченном диапазоне. Но с каждым днем, чем больше мы узнаем с научной точки зрения о нашем существовании, тем более явно обнаруживаем, что мы не обладаем свободой воли.

 

И, вообще, скажите мне, что вы вкладываете в это понятие? Что значит, «свобода воли»? В чем состоит проблема выбора? Между чем и чем? Как мне принять решение? Выбор всегда делается из предлагаемых возможностей. Значит, я должен знать хоть что-то о каждой из них, собрать о них положительные и отрицательные данные. Внутри меня есть некое «сравнивающее устройство», которое осуществляет выбор в соответствии с моим моральным или физическим состоянием, моими материальными возможностями. И в итоге я прихожу к выводу, что именно является для меня лучшим - одно или другое.

 

Значит мои впечатления уже заданы, а внутри меня работает некий «механизм сравнения», и выдает мне определенный результат. Разве в этом заключается свобода? Это не свобода, а просто постоянное взвешивание, сравнение – что для меня лучше. То есть максимум наслаждения и минимум затрат – это и есть наш механизм. И мы постоянно решаем только этот единственный вопрос. С какой стати нам называть его свободой? Это просто «поиск максимального счастья», и все.

 

Е. Литварь: Вы как-то намекнули, что я в одной из своих предыдущих жизней был рабом. Хочу спросить: когда же я был свободен, тогда или сейчас?

 

М. Лайтман: Мы знаем, что рабство существовало на протяжении тысяч лет, оно и сегодня кое-где существует. Люди, находящиеся на положении рабов, не обязательно ощущают себя рабами. Так же, как не ощущает себя рабом современный человек, который должен вставать в определенное время, добираться два часа до работы, находиться там десять часов, и потом, простаивая в пробках, возвращаться домой. А, придя домой, ему ничего не остается, как взять бутылку пива, сесть перед телевизором, получить от жены какой-то паек, и лечь спать. В конце концов, что это, как не рабство? Разве раб существовал по-другому? Нет. Кстати, о рабе заботились больше, чем сегодня о современном человеке, потому что это было дорогое имущество. В чем же отличие одного от другого? Ведь и раб не чувствовал себя рабом.

 

М. Лайтман: Несколько лет назад вообще было невозможно сказать кому-либо, что свободы не существует - тебя бы просто осмеяли. И я удостоился нескольких таких приемов. Сегодня же на этот вопрос смотрят немного иначе, потому что видят, насколько мы зависимы и друг от друга, и от глобализации, и от различных маленьких случайностей, и от всего прочего. Люди начинают осознавать, что они находятся в замкнутом круге, где нет никакой свободы: тебе уже все предначертано, на тебя действуют постоянные силы, и ты должен каким-то определенным образом на них реагировать. Просто ты пока не знаком со всеми этими силами, а потому еще точно не понимаешь, как именно следует на них реагировать. Все эти ошибки, недопонимание, я бы сказал, слепота,- и создают в тебе иллюзию свободы воли. Ты находишься в темной комнате, а сам при этом думаешь: «Захочу – пойду направо, захочу – пойду налево». Справа – пропасть, слева – электрический стул, или не важно что. Иди!

 

Е. Литварь: Но это же мой выбор?

 

М. Лайтман: Это тоже не твой выбор. Я хотел бы конкретно рассмотреть свободу только в одном ракурсе: свобода для нас – понятие мнимое, иллюзорное, она определяется именно незнанием той жесткой системы, в которой мы находимся, и ничего более. Если бы мы видели сетку сил, нами управляющих, а также самих себя абсолютно повязанными со всем мирозданием, если бы перед нами все это внезапно раскрылось, – то нам стало бы понятно, что каждый из нас намертво связан со всеми остальными.

 

М. Лайтман: Только тот, кто может воспользоваться свободой воли и уже созрел для того, чтобы ею обладать, слышит и начинает стремиться к этому. Он сразу же ловит меня на крючок: «А! То, о чем я подсознательно думаю и в чем я подспудно нуждаюсь, есть у этого человека, он говорит что-то правильное». Только такой человек способен схватить эту информацию, потому что в нем уже созрело внутреннее желание осознать: «Свободен я или не свободен? Могу ли я прожить так, как я этого хочу, или нет? В чем состоит смысл моей жизни, ее внутренняя суть?» А те люди, которые еще до этого не дошли, просто пропускают мои слова мимо ушей, потому что человек не может жить в страданиях. Срабатывает инстинкт самосохранения, и они все забывают.

 

О. Яалом: Значит, с того момента, как Вы инициируете у человека это понимание и до момента его выхода в духовный мир он проходит через очень тяжелые состояния?

 

М. Лайтман: А это и называется, что он реализует свою свободу воли. Свободным стать непросто.  

 

О. Яалом: Человек становится свободен в тот момент, когда принимает решение?

 

М. Лайтман: Нет, когда он решает, он еще не свободен. Это, так сказать, теоретический уровень. Лишь затем, когда человек начинает реализовывать свое решение, он постепенно поднимается в своей реализации до уровня Творца. То есть он шаг за шагом возвышается над своей эгоистической природой, пока не отрывается от нее и не обретает природу Творца. Для этого ему необходимо пройти 125 ступеней, и на каждой такой ступени человек расстается со своей природой, получая взамен природу Творца. То есть он становится все более и более свободным. Полная свобода достигается лишь в полном слиянии с Творцом.

 

Сам этот путь чрезвычайно сложный и длительный, но именно для этого и дана нам наша жизнь. И не только она одна, но и все ее кругообороты.

 

***

 

М. Лайтман: Есть люди, которые не могут так жить, так как они хотят знать: «Почему я так живу? Для чего я живу?» И когда действительно возникает вопрос: «Почему я так живу?» – надо решить проблему свободы.

 

Биологи и генетики говорят, что все определяют гены, а психологи считают, что причиной всего являются наследственные факторы или какие-то предыдущие программы. Каббалисты же утверждают, что причина всего заключается в «решимот» - информационных данных (духовных генах). Существует лишь информация, и ничего больше. Эта информация находится в человеке, обрабатывается в соответствии с его характером, с условиями его жизни, воспитанием и всем прочим, а затем выдается в качестве решения. Вот и все. То, что ты не чувствуешь, каким образом это происходит, создает в тебе иллюзию свободы воли.  

 

М. Лайтман: Конечно! Была бы тут какая-нибудь гадалка, она бы тебе сказала: «Ты сегодня вечером, внучек, пойдешь в театр». И ты бы поверил ей не потому, что она это сказала, а потому, что она знает наперед, что ты поступишь именно так.

 

Е. Литварь: То есть, она видит это решимо?

 

М. Лайтман: Да. Есть такие люди, которые видят решимо, причем для этого не обязательно быть каббалистом. Потому что вся наша животная жизнь в этом мире строго-настрого детерминирована.

 

 У человека, особенно в наше время, встает вопрос самореализации. Эгоизм настолько возрастает, что сам начинает привлекать к себе внимание человека. Он как бы говорит ему: «Смотри, как я тобой управляю, и ты ничего против этого сделать не можешь». Вопрос о свободе воли провоцируется именно тем механизмом, который не дает человеку быть свободным. И он начинает постепенно-постепенно приподниматься, желая решить для себя этот вопрос. В таком состоянии сегодня находится все человечество.

 

М. Санилевич: Следующий вопрос: «Нас столетиями держали в рабстве, сажали в тюрьмы, ограничивали рамками законов, банки управляют нашей жизнью, и так далее. Все это необходимо лишь для того, чтобы человек захотел подлинной свободы? Для этого Бог все создал именно так?»

 

М. Лайтман: В общем, да. В нас создана иллюзия свободы воли, и нам организовано очень непростое существование, на протяжении которого мы страдаем и не знаем, что делать. В итоге многих кругооборотов нашей жизни под влиянием ударов судьбы и общих проблем происходит такой рост эгоизма, что мы приходим к осознанию зла нашей природы и начинаем спрашивать себя: «Для чего же, в конце концов, мы существуем?».

 

 ***

 

О. Яалом: А как это связано с примером про буриданова осла, который стоит и не может выбрать, которую из двух вязанок хвороста ему предпочесть?

 

М. Лайтман: Вот на этом условии и построена вся свобода воли.

 

О. Яалом: А как это реализуется в духовных мирах?

 

М. Лайтман: Очень просто. Человек всегда должен видеть себя на пятьдесят процентов грешником, а на другие пятьдесят – праведником. В каббале есть такое условие.

 

О. Яалом: И что это дает?

 

М. Лайтман: Это дает возможность оценивать все с нейтральной точки зрения. То есть, у меня позади ничего нет. Если в прошлом я был праведником, то я остаюсь им и сейчас. Какая же здесь свобода? Я с позиций своей праведности поступаю праведно и в дальнейшем. А если я был все время грешником - убийцей, вором,- то и сейчас я остался точно таким же. Так как я могу избавиться от прошлого? Человек ежесекундно должен ощущать себя в состоянии «пятьдесят на пятьдесят», и тогда он не знает, как ему поступить.

 

О. Яалом: Вы каждую секунду ставите его перед моральным выбором?

 

М. Лайтман: Да. И только тогда он реализует свою свободу. Но при этом человек внутренне четко делит себя на две составляющие: духовную и материальную, и в том, что касается материального существования, он остается таким же, как все.

 

О. Яалом: То есть к материальному существованию относится все, в чем свободы нет и не будет никогда?

 

М. Лайтман: Никогда. Но из духовной точки человек начинает видеть себя и в материальном мире: насколько он связан и до какой степени несвободен, однако это его уже не беспокоит. Более того, стоя двумя ногами, так сказать, на почве этой несвободы, он в каждый момент времени может заявить: «Я – новый в духовном мире, и поэтому грешник и праведник – пятьдесят на пятьдесят». То есть, я всегда могу свободно выбрать именно потому, что на земном уровне являюсь абсолютно несвободным.

 

О. Яалом: Какая же тут связь?

 

М. Лайтман: А связь такова: я могу оторваться от духовного мира, и быть здесь запрограммированной куклой, не важно кем. Однако если я развиваю себя в мире духовном, то начинаю абсолютно явно ощущать эту точку. «Вхожу» в нее – свободен; отрываюсь от нее и падаю обратно в наш мир – несвободен. То есть, я могу самостоятельно контролировать свое состояние и управлять им.

 

О. Яалом: Таким образом, Вы даете человеку очень четкий критерий для определения, где же он в данный момент находится: в состоянии отсутствия свободы или в Высшем мире?

 

М. Лайтман: Да. Духовный мир и является тем объемом, который ты организуешь в себе, пользуясь своей свободой, то есть той сферой, внутри которой ты свободен.

 

На эту тему существует очень много вопросов, и здесь есть достаточно проблем, так как именно в этой сфере ты начинаешь обнаруживать другие силы - высшие, а не просто создаешь сам себе некий объем. Что же находится за той точкой, где ты начинаешь строить себя от состояния «пятьдесят на пятьдесят», и далее - выше нее? Там ты тоже обнаруживаешь некие силы.

 

О. Яалом: То есть, опять утрачиваешь свободу?

 

М. Лайтман: Этим мы сейчас и занимаемся. Мы начинаем входить в область, называемую «Творец», которая строго детерминирована, и не менее чем эта - наша.

 

О. Яалом: Спрашивается, за что боролись?

 

М. Лайтман: А боролись за то, чтобы находиться в этой области, потому что там господствует принцип отдачи, а не получения, в чем, собственно, и состоит основная разница между свободой человека и ее отсутствием. Поскольку, если я владею способом, позволяющим мне обрести свободу, то я не действую под влиянием навязанных мне или врожденных потребностей, а действую только во имя других.

 

М. Лайтман: Но ты должен пройти всю эту программу, испытать ее на себе, так как невозможно заложить ее в тебя сразу. Ты должен накопить огромный отрицательный потенциал от всей этой жизни, а также и от всех предыдущих. Ты же начал развиваться с абсолютного нуля, когда все твои чувства и разум были еще совершенно не развиты. Сначала начинают формироваться чувства, а лишь затем уже мозг. В течение многих эволюций чувства ищут наполнения, а мозг только помогает им наполниться.

 

Е. Литварь: Эволюций чего?

 

М. Лайтман: Эволюций души. В течение многих тысяч лет, из одного кругооборота жизни в следующий, ты начинаешь наращивать в себе отрицательный потенциал. Твой эгоизм возрастает, возникают все большие и большие желания, стремления, формирующие определенные чувства; в тебе растет отрешенность, накапливаются отрицательные воспоминания о всевозможных прошлых попытках, в то время как мозг становится более совершенным, а чувства обостряются.

 

Мы достигаем такого состояния, когда начинаем изобретать всевозможные теории, методики, способы - каким образом нам получше обустроиться. И в итоге мы приходим к выводу, что ничего не помогает, и что весь этот мир, как его ни крути, все равно вращается согласно какому-то своему закону, а я - внутри него. Поэтому в одном из своих жизненных кругооборотов я и начинаю спрашивать, наконец-то, о смысле своей жизни. Человечество не задавалось этим вопросом еще даже 50 лет тому назад, так как все были уверены, что впереди у нас - светлое будущее.

 

25 лет назад я побывал в «Опко-центр» во Флориде. Там есть «Disney World», где в классическом римском или греческом стиле показано будущее человечества: как люди летают в электрических автомобилях по воздуху; общаются при помощи каких-то невиданных телефонов; все стены в комнате – телевизионные экраны. Чего там только не накручено, что только ни придумано для человека! Техника вокруг него просто необыкновенная! Глотаешь себе таблеточку на завтрак, на обед, на ужин, и вот ты - уже с антенной сбоку.

 

Люди думали, что такова будет наша жизнь и что на основании этого они продвинутся, так как технический прогресс принесет им счастье. Будут меньше работать, а получать больше – и так обретут счастье; будут больше есть – опять счастье; даже отпуск станет длиннее, и все начнут увлекаться спортом. Однако никакого счастья все эти достижения не приносят! Стало, наоборот, еще больше несчастья. У человека, вроде бы, все есть, но растет число самоубийств, число людей, пристрастившихся к наркотикам; имея все, люди впадают в депрессию.

 

М. Лайтман: Добейся независимости и свободы от этой жизни, от своей эгоистической природы потребления! Начинай выходить из нее, подниматься! Ты перейдешь в другую природу и лишь тогда станешь свободным и независимым.

Тогда перед вами раскрывается общая система целого человечества, его обоюдная связь, вы начинаете проникаться всей этой огромной массой желаний, в нем присутствующих. И благодаря своему взаимодействию с ним, своей взаимной отдаче, вы можете себя приподнять и уподобить Творцу. Вы начинаете относиться к этой общей массе душ так же, как к ней относится Творец.

Подлинная свобода – это приобретение свойства Творца с целью дать наслаждение всему человечеству, каждой душе.


Полное интервью


Б.Сулам "Свобода воли"




КАББАЛА

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Корзина

Валюта


Поиск

Календарь

«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Друзья сайта

Cлушать Lotos iRadio!

  • ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА
  • Сообщество uCoz
  • Бесплатная раскрутка сайта
  • Скачать игры на телефон бесплатно!
  • Инструкции для uCoz
  • Академия каббалы
  • Рейтинг сайтов
  • Официальный блог


  • Top-uCoz


    Рассылка 'Каббала-Христианство' Рассылка 'Быть победителем: как раскрыть свой потенциал' Нравится