Каббала-Христианство

Главная| Мой профиль| Выход| RSS| Вы вошли как Гость| Группа "Гости"



ХРИСТИАНСТВО

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 133

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Сайт Лотоса - Сайт Лотоса



Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter

Каталог сайтов Всего.RU Компас Абитуриента
Goon
каталог

Оптиме - авто транспортные компании, переезды, торговое оборудование, погрузчик Bilo, магазин квартир, аренда офиса

CATALOG.METKA.RU

Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости


МОМЕНТАЛЬНАЯ ОПЛАТА
за WebMoney, RBK Money,
MoneyMail, WebCreds,
Яндекс.Деньги, терминалы


Проверить

Знахарь - сайт для тех, кого интересует самопознание, духовное развитие, а также различные эзотерические практики

Духовное усилие (христианство)

"12 Бесед о Православии" БЕСЕДА 5.2

А. Скажи, что главное в духовной жизни, в чем ее суть?

о.Н. Мы не можем быть богоподобными, т.е. подлинно счастливыми, единственно из-за злобы, привнесенной в нашу природу грехопадением. Если бы душа человека не была ею поражена, она заполнялась бы любовью – тем свойством, которое роднит нас с Богом и только любовь делает нас онтологически счастливыми, а потому потенциально богоподобными.

Поэтому все усилия правильно устроенной духовной жизни направлены на устранение в самом себе зла, которое проявляется в греховности и страстности человека, т.е. в склонности к саморазрушению. Эти усилия должны быть направлены на созидание, точнее, восстановление главного свойства души - любви.

Основное препятствие на духовном пути к Царству Божию «внутри нас» – это грех. Поэтому, только борясь с грехом в себе по-настоящему, человек может обрести подлинное счастье. Мы должны всеми силами уничтожать в себе злобу и взращивать в себе добро, любовь.

Но душа не может сразу стать свободной от греха и воссиять чистой любовью. Отцы Церкви учат, что, двигаясь постепенно к главной цели, нужно воспитать в себе как бы промежуточные качества - своеобразные ступеньки, поднимаясь на которые, мы можем достигать вершины. Это: мир души, смирение, послушание, терпение и другие, которым учит православная аскетика. (О них у нас предстоит отдельная беседа, поскольку это очень важный аспект духовной жизни). В то же время мы должны ясно понимать, что подлинная духовная жизнь христианина сегодня совершается не только в области каких-то особо суровых подвигов (поста, молитвы, воздержаний или отшельничества), а в условиях будничной повседневности.


А. Хорошо, ты говоришь, что нужно побеждать грех. А как определить, почувствовать момент преодоления греха, т.е. узнать о результативности духовных усилий?

о.Н. Это очень похоже на процесс выздоровления от физического заболевания. (Заметь, как часто мы обращаемся к образам из медицинской тематики и это не случайно). Сам момент ухода болезни определить сложно, но тенденцию к выздоровлению человек начинает ощущать вполне явственно. Так и в духовном выздоровлении весьма часто человек, осознав грех и решившись освободиться от него, особенно после Таинства Исповеди, чувствует, может, не столь глубокое, но очень акцентированное внутреннее облегчение, он возвращает себе внутреннюю свободу. И наоборот, нераскаявшийся человек перестает быть внутренне свободным. Грех эту свободу у него отнимает.

Есть такое образное, но очень точное описание греха в присловье: «Грех в душе – что страх в лесу». Если человек совершил грех, в его душу вселяется из-за этого особый страх совести - такой холодок, всегда сопровождающий всякое воспоминание об этом событии. Очень точную психологическую картинку греха дал писатель Фазиль Искандер: «Душа, совершившая предательство, всякую неожиданность воспринимает как начало возмездия». Так вот, этот глубокий, часто глубоко «зарытый» страх уходит с побежденным грехом. Очень часто момент, когда он покидает душу, ощущается вполне осязаемо и реально.

К примеру, бывает так, что человек со страхом ожидает какого-то плохого известия, например, приговора суда или неутешительного диагноза. Ожидание тогда становится невыносимо мучительным, человеку трудно совладать с собой - страх присутствует в каждой мысли, им отравлены все эмоции. И когда, наконец, он получает сообщение о том, что его дело разрешилось положительно или смертельный диагноз не подтвердился, его сердце тут же наполняется великой, необъятной радостью, бьющей через край необъяснимой благодарностью ко всем, ликованием, восторгом и любовью! Те, кому доводилось ощутить такое, утверждают, что переживали счастье. Нечто подобное происходит с человеком, когда душа очищается от греха и страсти.


А. Тогда в чем должны заключаться внутренние духовные усилия человека? Чуть ранее ты сказал: преображать себя, то есть сущностно себя изменять, - что это?

о.Н. Изменять себя – это значит проделывать над собой такую работу, чтобы то, что тебе нравится сейчас (от чего ты получаешь удовольствие и не желаешь отказываться, но уже умом понял, узнал, что оно разрушительно, к примеру, курение), перестало нравиться. И, во-вторых, чтобы тебе начали нравиться иные вещи, другие стороны жизни – духовно созидательные, которые в итоге приносили бы тебе уже не преходящие удовольствия, а чувства совсем иного порядка, несравненно мощнее, от которых ты радовался бы великой радостью, открывались бы новые, самые светлые и значительные грани твоей личности. Иными словами, чтобы ты увидел подлинную сущность вещей и обстоятельств и не застывал на поверхностном, начальном, чувственном, рефлекторном уровне – как у безрелигиозного, увы, большинства. Религиозно изменять себя – это, прежде всего, двигаться к подлинно счастливой жизни, как небесной, так и, непременно, земной. Нужно твердо понимать, что греховность - это разрушающее начало – не присуща природе человека. Это совершенно чуждое, привнесенное в человеческую природу свойство, как зараза, как болезнетворная инфекция.

Реальность заключается в том, что Господь предлагает человеку отдать его «медную копейку» и взамен получить «миллионы золотом». Нужно поверить в обещание: «Заповедь Его есть жизнь вечная» (Ин.12, 50). Но человек уцепился за эту ничтожную медяшку своей копеечной душонкой (за эти мелкие удовольствия, исчезающие из нашей жизни, как дым). Внутренними усилиями ему нужно добиться того, чтобы поверить в эту БОЖЕСТВЕННУЮ ПРАВДУ и действительно пойти за ней, вступив на путь реальной борьбы с грехом в себе самом. В этом суть.


А. А в чем тогда эта борьба, по твоим словам «борьба с самим собой», состоит? И потом, вот ты говоришь: «Борьба с грехом». Я снова должен тебе признаться в какой-то негативной ассоциации, вызываемой у меня этим выражением, ну, к примеру, как «Царство Небесное». Оно кажется занесенным в эту жизнь из какой-то отдаленной области, совершенно отрешенной от нашей действительности. Нельзя ли как-то его модернизировать «для понятности», приблизив к сегодняшним психологически «обкатанным» терминам?

о.Н. Нет, я твердо убежден, что приспосабливать это важнейшее понятие, как бы оно необычно для большинства не звучало, нельзя. Нужно широко раскрыть обществу то, чем в действительности является православное мировоззрение, религиозно просветить людей, дать им понять, что это проблема не только «церковников», но всех. Грех, греховность должны стать значимым предметом внимания общества, потому что здесь кроется корень всех разрушительных процессов, происходящих с людьми и со страной.


А. Тогда в чем суть этой борьбы с грехом?

о.Н. Святая Церковь всем своим опытом учит нас ясному осознанию того, что человек в нынешнем его духовном состоянии живет с затемненным сердцем (чувствами, умом, волей) и, принимая за норму эту временную одержимость темной силой, считает свою действительность подлинной.


А. Что ты имеешь в виду под «затемненным сердцем»?

о.Н. А то, что силы греха и святости пребывают и действуют в человеке в состоянии «связанности». Поэтому на фоне жизненной среды греховная и праведная жизнь проходят внутри человека одновременно. В нас действуют, можно сказать, две воли – добрая и злая.


А. Поясни.

о.Н. К примеру, сейчас ты сидишь, беседуешь и настроен, как я понимаю, благодушно. А вот что станет «выдавать» твоя душа, когда, возвращаясь на автомашине домой, на дороге ты встретишь очевидное дорожное хамство и тебе придется, спасая ситуацию, созданную этим твоим «собратом», срочно давить на тормоз и лицезреть чью-то тупую и наглую физиономию? Как ты отреагируешь на резкий выброс в кровь адреналина? Тут уже, как правило, душа выворачивает свою изнанку – злобу, которая уживается в ней с добрыми чувствами. Не так ли? И куда денется тот доброжелательный человек, которым ты был минуту назад?


А. Да это же вполне естественная реакция!

о.Н. Скорее, не естественная, а привычная. Ведь привычка именно таким образом реагировать на причиняемые тебе кем-то неудобства – это элемент, привнесенный в твое сознание воспитанием, просто потому, что так всегда было принято реагировать окружающими (добавь к этому самое активное и «плодотворное» влияние на человека авторитета кино, книг и т.п.) на подобные обстоятельства. На самом деле, склонность души к раздражению, гневу, негодованию есть несчастье нашей жизни, такая реакция как раз противоестественна, потому что злоба и произведенный ею грех обкрадывает человека, отнимает у нас радость жизни, отделяет и отдаляет от Бога, являясь средостением между Ним и человеком. Наша жизнь «заражена» грехом, оттого душа, не освобожденная от его тяжести, не может подняться к своим высшим формам счастливого, свойственного ей божественного бытия и представляет собой, по сути, искаженное, не подлинное существование, несущее «проблемы», страдания, несчастия.


А. Но тогда человек может пользоваться лишь «доброй» частью души и быть счастливым? Все так просто!

о.Н. Если изнанка твоей рубахи грязная и запыленная, то чистота лицевой стороны становится очень сомнительной. Если пол в комнате холодный, ледяной, никогда тепло в этом жилище не будет. Так и с душой. Во всех наших мыслях, чувствах, поступках, даже в самых хороших, подспудно действует растворенное в них греховное зло, помрачая их. В каждом человеке больше добра, чем зла, только добро перепачкано злом, хотя это внешне и не сказывается сразу на поступках и мыслях. «Ложка дегтя» всегда портит бочку меда. Грех не позволяет Божественным энергиям проникать в нашу душу, делать ее обоженной, оттого нам и не доступна подлинная, счастливая жизнь, исходящая из глубин нашего бытия.

Поэтому человек, созданный с желанием счастливого бытия и стремлением к счастью, может достичь желаемого только на пути внутренней борьбы со своим злом, исторжением из своей души зловонного греховного «дегтя» злобы. Существо духовной жизни заключается в том, чтобы сознательно, целенаправленно, методично, упорно, разумно и сосредоточенно искоренять в себе зло, в то же время взращивая (вернее, восстанавливая) в себе добро – любовь.


А. Как же приступать к этой духовной брани?

о.Н. Прежде всего, необходимо осознать, что грех – это реальность бытия, данность, несущая нам разложение и гибель. Нужно до глубины сознания и чувств понять, какая в действительности опасность для нас заключена в нарушении духовных и нравственных законов устроения жизни. Противостоять греховности своей души можно только тогда, когда реально станет осознанным и очевидным мотив этой борьбы. И начинать нужно с собственной внутренней, духовной внимательности (в православной аскетике есть такое емкое понятие - «трезвение»). Внимание вообще является замечательнейшим человеческим качеством, а в духовном смысле его ценность удесятеряется.

На самом деле, основные и очевидные душевные пороки своей личности увидеть не так уж сложно – нужна только решимость честно в них себе признаться. И главный из них – знаешь, какой? Основной, так сказать, базовый, фундаментальный грех (и ошибка!) человека в том, что в своей жизни он надеется больше на себя, чем на Бога. Именно это противоестественное качество называется «гордыня» - когда человек отвергает участие в своей жизни Того, Кто его создал, - своего Творца, Того, Кто управляет всеми жизненными обстоятельствами.

Человек в своей гордыне слеп и глуп. Он ставит себя в центр жизненных событий и не желает замечать вещей, в сущности, очевидных и очень простых для людей чистой совести и честного ума. Он отрицает зависимость своей жизни от иной, Высшей силы. Так, в анекдоте про двух спорящих аквариумных рыбок одна из них, отвечая на утверждение соседки, что они сами появились и сами по себе плавают, говорит: «А кто нам воду меняет и кормит нас?»

Именно этот пункт становится началом всех бед и неприятностей человека и человечества – потеря связи с Руководителем всех обстоятельств.

Правда, нужно сказать, что осознание греха как подлинной опасности для себя требует немалых внутренних усилий, пожалуй, это самый трудный этап духовной жизни.


А. Как я понимаю, должна существовать некая «технология» этого процесса?

о.Н. Разумеется. Но она не может быть одинаковой для всех людей. Духовная жизнь столь же разнообразна, как и жизнь вообще. Но основной принцип этой «технологии» заключается в очищении души, которое очень похоже на уборку или стирку в быту. Есть такое правило, таблички с которым, если помнишь, когда-то были развешаны по коридорам наших школ и вузов: «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят». Поэтому нужно стараться ставить свою душу (ум, чувства, волю) в такие внешние и внутренние условия, а также давать ей такую пищу, чтобы она навыкала сама отгораживаться от зла и греха. Нужно, так сказать, «научить» душу вырабатывать стойкий иммунитет ко греху, настраивать на непереносимость зла в себе. И наоборот, всячески приучать душу к тому, чтобы она стремилась (и полюбила это стремление) к добру и любви. То есть вести своеобразную внутреннюю «агитацию и пропаганду».


А. Мне не все понятно, поясни, что ты понимаешь под «условиями»?

о.Н. Для того, чтобы понять суть духовной жизни, нужно как реальность воспринять ее главные ориентиры – Божьи Заповеди. Они кажутся на первый взгляд простыми, очевидными, общеизвестными и, возможно, даже примитивными. Вот обычный обывательский комментарий к ним: «Заповеди? Это просто! Ну, там: не убий, не укради…», а остальные даже назвать могут далеко не все, а не то, чтобы их глубоко осмыслить… Люди не удосуживаются задать себе элементарный вопрос: «Разве на такой «простоте» и «примитиве» может держаться двухтысячелетнее мировоззрение, определяющее основные пути развития человечества?»

Эти заповеди, в действительности имеют глубочайший смысл, и для того, чтобы они стали, так сказать, духовным «инструментом» (а они и рассчитаны на это), нужно всерьез начать «разбираться» со своей душой, с теми условиями, в которых она сформировалась и в которых находится сейчас. В этом нам оказывают неоценимую помощь святые, опытно прошедшие духовный путь к Богу и оставившие нам свидетельства своей жизни, а также бесчисленные наставления - духовный кладезь, хранимый Православной Церковью и являющийся одним из важнейших факторов духовного возрастания православного христианина.

Христианство вводит человека в духовное пространство Божиих Заповедей потому, что только в их атмосфере душа, искаженная грехом, может вновь обрести свои изначальные, божественные очертания. Правильно воспитываемое (вернее, восстанавливаемое) религиозное чувство формирует соответствующее мировоззрение христианина, прочным каркасом которого, а также ориентиром в поступках, желаниях и стремлениях являются эти великие и спасительные правила.

Вот как ориентировочно и, конечно, весьма схематично ( соответственно десяти Заповедям), отражаясь в них, «работает» такое мировоззрение: 1. Заповедь о том, что Бог – единственен. Христианское мышление определяет для себя Единого Бога-Троицу как главную действующую силу в своей жизни. 2. «Не сотвори себе кумира…». Она привносит в мировоззрение человека категорический запрет на поклонение чему-либо и кому-либо иному, кроме Единого Бога, оберегая его от фундаментальной ошибки. 3. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно). Христианин с благоговением относится к самому имени Бога, так что даже не позволяет себе произносить его в неподобающих обстоятельствах, в легкомысленных, праздных разговорах, в мирской суете, («всуе»). 4. Согласно четвертой заповеди он выстраивает свою повседневную жизнь таким образом, чтобы после шести трудовых будней седьмой день посвятить духовным усилиям, возрастанию в «божественном». 5. Есть заповедь о родителях: «Чти отца твоего и матерь свою, и да долголетен будеши на земли». Такой человек считает своим священным долгом чтить своих земных родителей, заботиться о них, любить и ухаживать за ними, за что Господь награждает таких детей житейской крепостью и долголетием. 6. Согласно шестой заповеди «Не убий», человеку нельзя посягать на жизнь другого человека. Жизнь даруется Богом, поэтому она - священна. «Не убий», значит «не убивай», то есть не пожелай убить кого-то ни действием, ни словом, ни даже мыслью, хотя это не порождает запрета на то, чтобы сражаться с оружием за своею Родину, защищать от бандитов свою семью и т.п. 7. Седьмая Заповедь - «Не прелюбодействуй» связана с запретом на искаженные, неверные, деструктивные проявления полового влечения. Человек верных религиозных воззрений обязан твердо понимать разрушительные последствия нарушения этой Заповеди для себя, для семьи, своего рода и окружающего человеческого пространства в целом. 8. Христиански воспитанный человек считает для себя невозможным красть, присваивать чужое, взяточничать. Для него «Не укради» является просто нормой жизни. Его миропонимание в этом отношении таково, что он должен всегда помнить: все даденное ему, как и другому человеку – от Бога, Который управляет обстоятельствами. И нужно осознанно принять тот факт, что у Бога - Своя высшая, непостижимая для нас «справедливость» в распределении земных благ. При этом, если состоятельный человек не помогает тем, кто вокруг него нуждается, он преступает Заповедь так же, как и ворующий. 9. Это же миропонимание накладывает внутренний запрет на клевету и ложь на ближнего своего. 10.Согласно десятой Заповеди разумный и религиозно культурный человек должен удерживать себя от зависти, хранить чистоту сердца и быть довольным своим жребием. Человек, не следующий ей, не может быть счастлив в принципе.


А. Звучит довольно внушительно. Но я хочу спросить тебя об отсутствии в своде этих законов каких-то разъяснений того, почему нельзя нарушать Заповеди, почему это плохо, иначе говоря, почему нет подробных и обоснованных аргументов того, как эти нарушения отражаются на жизни человека? Они ведь строги и категоричны по своей форме, и оттого многие люди их не понимают и не верят, что в действительности нарушение этих правил реально повлияет на их бытие.

о.Н. Ох, человек! На него убедительно действует только ящик с нарисованной молнией и надписью: «Не подходи. Убьет!». Действительно, заповедям, как и законам, характерны именно категоричность, прямое действие. Но если, к примеру, физические законы проявляются явственно и непосредственно, то духовные предполагают необходимость веры, доверия к ним – такова их природа, являющаяся почвой для нравственности. Мы не можем говорить о том, верим мы или не верим в закон земного тяготения, – он очевиден и действует тут же. Действие духовных закономерностей так же неотвратимо, но проявление их не столь очевидно, поскольку они действуют не в физическом, а духовном пространстве. Это во-первых.

Во-вторых, жизненный опыт человечества весьма убедительно свидетельствует о том, что Заповеди несут нам предупреждение об опасности, когда человек преступает их. Человечеству, по большому счету, уже давно хорошо известно, что нарушение духовных и нравственных законов, несомненно, влечет за собой тяжкие последствия.

И, в-третьих, надо понимать, что человек не способен осознать всю полноту, глобальное значение и глубинный смысл Заповедей, – это прерогатива Бога. Но нужно сказать, что в последнее время наука все чаще помогает своим инструментарием заглянуть за краешек духовной тайны мироздания, ею накапливается все больше фактических подтверждений справедливости и истинности предупреждений, данных нам, людям, в Божьих Заповедях.

Например, показательными в этом смысле стали результаты исследования свойств воды, проводившиеся за последние годы учеными разных стран. Они обнаружили столь поразительные свойства воды, о которых человечество совершенно не подозревало. Оказывается, вода в информационном отношении ведет себя как глобальный, всеобщий для земли компьютер, обладая способностью к запоминанию и транслированию духовной, эмоциональной, нравственной информации, которая генерируется словами, действиями, мыслями людей. Она воспринимает даже текстовую информацию! В результате, суммарная духовно-нравственная «начинка» водной среды планеты прямо влияет на ее поведение, отсюда – разрушительные цунами, наводнения, небывалые засухи и подобные катастрофы, явно участившиеся и намного усилившиеся в последние годы.

Ученые (подчеркиваю люди беспристрастной академической науки) делают однозначный и поразительный вывод: духовно-нравственное состояние человека вызывает соответствующее изменение водной структуры. А ведь наши тела состоят из воды на три четверти! Тут есть над чем всерьез задуматься всякому разумному человеку.

Понемногу наука проясняет нам разрушительность деяний, связанных с нарушениями седьмой заповеди. Науке постепенно становится понятными опасность супружеских измен, проституции, половой распущенности и извращений, добрачных половых отношений и т.п. Эти деяния, оказывается, пагубно влияют на саму структуру ДНК! На этот счет есть немало исследований. К примеру, такое явление, как телегония (появление у потомства внешних признаков полового партнера, который был задолго до того, от которого родился ребенок – к примеру, чернокожий от белого отца), исследовано еще не до конца, но уже и в таком виде является очевидным свидетельством глубинных деструктивных процессов нами пока не понятых)

И это, разумеется, лишь «щелочка», в которую для рациональной мысли вдруг мелькнула тайна мироздания. Но ведь христианское сознание давным-давно руководствуется правилами, согласующимися с этими научными выводами!

Когда родители, опасаясь за своего несмышленого ребенка, дают ему «заповеди»: «Не смей баловаться спичками! Не подходи к горящей плите! Не трогай утюг! Не выбегай на дорогу!», - они не дают этим запретам логических разъяснений - от ребенка просто требуют их исполнения, что является вполне понятным и оправданным, поскольку такое ограничение оберегает дитя от беды. И, кстати, у ребенка нет оснований для сомнений, что его родители, делая «столь ограниченной» его жизнь, стараются ему навредить, поскольку он знает: они его любят. Божьи Заповеди в еще большем смысле представляют собой выражение Любви Творца к человеку, заботу Высшей Отчей мудрости к незрелому человечеству.

Отмечу, что такую внутреннюю духовную среду, которая полностью соответствовала бы условиям Заповедей, человеку, испорченному грехом, сразу сформировать сложно, - здесь необходимы время и определенный труд, ибо много препятствий встречает человек на этом пути. И не стоит самонадеянно полагать, что достаточно одной решимости для их преодоления.

Но есть очевидные духовные препятствия, лежащие, так сказать, «на поверхности», которые нужно устранять немедленно и безоговорочно, потому что они оказывают чудовищно разрушительное воздействие на душу: это агрессивная злоба, разврат, насилие, цинизм, пошлость, бескультурье, беспрерывным потоком хлещущие с телеэкранов, радиоэфира, со страниц прессы. Даже с точки зрения культурности и элементарной психологической гигиены, всякий разумный человек должен стремиться защищать свой ум и чувства от этой «информационной грязи», которой сейчас немыслимо много вокруг.

Для этого нужно совершенно сознательно, собственным усилием воли поставить заслон этой «радиации», массово убивающей души миллионов. Но даже с такой неприкрыто действующей деструктивной силой, оказывается, весьма непросто бороться: на деле преодолевать внутреннее стремление души к такого рода гадостям, уметь заставить себя не смотреть всякую грязь чудовищно распущенного телевидения, не слушать пошлости по запредельно «грязному» радио, не разглядывать скабрезные фотографии обложек журналов, беспардонно выставленных в витринах киосков и т.п., способен не каждый.

Большинство людей так и плывут покорно в этом грязном, ядовитом потоке, погрузив в него своих родных и близких, пропитав им все жизненные обстоятельства и не оказывая этому процессу внутреннего гниения и разложения никакого сопротивления, а даже наоборот, считают все это нормой жизни и «под пивко» испытывают от этой гадости некоторое удовольствие. До души, на которую многослойно налипла духовная короста, тонкой Божественной энергии пробиться очень трудно. Но уже одно то, что душа перестанет «глотать» такую убийственную для себя пищу, окажет на нее самое благотворное действие.

Разумеется, одного только «информационного заслона» для исцеления души недостаточно. Внутренний мир, сосредоточенность представляют собой очень важные добродетели и необходимые условия этого процесса. На фоне тишины и углубленности душа сама начинает генерировать несуетные, сущностные мысли, у нее просыпается вкус к понятиям и сравнениям большого масштаба, от чего характер человека «крупнеет», постепенно становится значительнее. Так порой бывает, когда нас постигает большая утрата или, возможно, нам случается участвовать в каком-то большом и важном деле: тогда на самый задний план уходит все мелкое и незначительное, и мы невольно и как-то естественно становимся честными и правдивыми в мыслях и поступках, руководствуясь мотивами самого большого и глубокого уровня.

Затем нужно последовательно и, если хочешь, методично «разбираться» с наслоениями зла, духовных недугов и пороков, часто скрытых от внешнего взора или даже «замаскированных» под добродетельность. С помощью духовного руководителя нужно поставить себе правильный и правдивый диагноз: определить и осознать свои страсти - эти источники греховности. Ценность Церкви в том, что она хранит и предоставляет нам бесценный опыт того, как и с помощью каких средств преодолевать духовные болезни, восстанавливать в душе великую живительную силу Любви.

Она заботливо установила для своих детей правило - регулярно посещать богослужения, что является необходимым в жизни христианина. Со стороны это может показаться скучной, монотонной и однообразной обязанностью. Но, на самом деле, настоящее богослужение как никакое другое действие способствует глубокому эмоциональному и духовному насыщению души, вытеснению негативных и разрушающих воздействий созидательными, творческими, добрыми, светлыми – теми, которые, собственно, только и свойственны душе. Даже простое присутствие в храме во время службы, пускай, быть может, и без ясного понимания ее хода, приносит душе неоценимую пользу: пребывание в поле воздействия образов, звуков, движений, интерьера, одежд, совершенно отличных и противоположных тем, с какими приходится иметь соприкосновение человеку в беспощадной суете жизни, способствует очищению мыслей, утихомириванию чувств и эмоций, гармонизации мышления.

Молитвы, иконы, церковное пение – все это содействует устранению гневливости, раздражительности, помогает сосредоточенности души на «горнем», небесном, поднимая ее над всем мелким, грязным, пошлым, развратным и тленным, обращая духовный взор человека внутрь себя.

Но богослужение производит не только «психотерапевтический» эффект – главное его воздействие на душу заключается в невидимом для глаза действии Божественных энергий Святого Духа, сокрытом за ходом внешней и видимой церемонии. Храмовая жизнь Церкви с уставами, священниками, обрядами и т.п. существует для того, чтобы обращаться к Богу с молитвами и призывать на человеческие души благодать Святого Духа, без которой духовное исцеление невозможно.

Как я уже упоминал, особое влияние на очищение души от греха оказывают Таинства Исповеди и Причастия. Подчеркну, храмовая, богослужебная сторона духовной жизни, которая ведется Церковью еще с апостольских времен для борьбы с грехом, необходима, потому что таким образом в душе поддерживается духовное напряжение, духовный накал в стремлении к Небу. Помимо богослужений необходимыми средствами борьбы с грехом являются домашние (или келейные - для монахов) молитвы, посты, чтение Евангелия, духовных книг.

Главный же принцип духовной жизни состоит в том, что человек должен открывать себя потоку Божественных энергий (они так же именуются «благодатью») путем собственных усилий – борьбою с грехом, то есть очищением души от него. А тогда Господь Сам все сделает «как надо», и будет по слову Евангелия: «Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем…» (Откр. 3, 20-21).


Ссылка на источник


КАББАЛА

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Корзина

Валюта


Поиск

Календарь

«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Друзья сайта

Cлушать Lotos iRadio!

  • ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА
  • Сообщество uCoz
  • Бесплатная раскрутка сайта
  • Скачать игры на телефон бесплатно!
  • Инструкции для uCoz
  • Академия каббалы
  • Рейтинг сайтов
  • Официальный блог


  • Top-uCoz


    Рассылка 'Каббала-Христианство' Рассылка 'Быть победителем: как раскрыть свой потенциал' Нравится